Брошюра "Отец сибирских городов", изданная типографией "Красноярский рабочий" в Красноярске в 1990 г.
Енисейск... Некогда прекрасный город на великой русской реке. Год рождения - 1619. Именно в это время был построен в глухом северном краю небольшой трехбашенный острог, с которого началась история города, полная волнующих и драматических страниц. Через катастрофические пожары и бурные наводнения, периоды возрождения и великого своего расцвета в восемнадцатом веке, медленного угасания после прокладки "южного пути" на восток - Московского тракта, с кратким всплеском оживления во времена золотопромышленного бума шло развитие города, его становление, изменение его облика. Что представляет из себя Енисейск сегодня, вы увидите сами, если не спеша пройдете по его улицам центральной части: десятки сохранившихся памятников взяты под охрану государством - немые и все еще прекрасные, несмотря на свой преклонный возраст, свидетели прошлых столетий. Енисейск был основан как военный острог и опорный пункт при заселении русскими приенисейского края. И почти с самого своего основания стал местом ссылки непокорных. Кстати, енисейская ссылка является ровесницей дома Романовых. В начале двадцатого века ей тоже исполнилось 300 лет. В острожных стенах города была обширная тюрьма с одиночными камерами для важных преступников, была и так называемая земляная тюрьма. Среди женских монастырей большую известность получил своей страшной тюрьмой енисейский Христо-Рождественский, здесь было особое отделение для важных преступниц, которых содержали за массивными железными решетками. В его застенках применялись самые изощренные пытки и казни. Тут томились многие, сосланные за "чернокнижество". По преданию в монастырской тюрьме содержалась племянница воеводы Салтыкова - впоследствие супруга царя Ивана Алексеевича. Вообще, надо сказать, история политической ссылки Енисейска - одна из самых увлекательных и страшных страниц. По одному только перечню имен (да и то далеко не полному) можно почувствовать это. Боярин Матвей Пушкин со всем своим семейством - отец Федора Пушкина, сообщника Циклера, составившего заговор на жизнь Петра I. Декабристов в Енисейский уезд было сослано восемь человек, среди них Н. С. Бобрищев-Пушкин, Ф. П. Шаховской, М. А. Фонвизин, А. И. Якубович, А. В. Веденяпин. Ссылку в Ёнисейске отбывал и видный деятель русского освободительного движения середины прошлого века М. В. Буташевич-Петрашевский. С историей Енисейска связано и имя неистового протопопа Аввакума Петрова - известного русского писателя семнадцатого столетия. Его "Житие" переведено на многие языки народов мира. В апреле 1992 года исполнится 310 лет со дня его казни. Свой отъезд из Енисейска дальше в ссылку, на реку Лену, Аввакум так описывает в "Житие": "Егда поехали из Енисейска, в воду загрузило бурею дощаник мой, со всем налился среди реки, полон воды и парус изорвало, одни палубы над водой, а то все под воду ушло. Жена моя на палубу из воды ребят кое-как вытаскала". Судьба трагическая трагически и завершилась: жену и двоих сыновей в землю живыми закопали, а самого протопопа расстригли, предали анафеме и сожгли вместе с ближайшими сподвижниками, выступавшими против нововведений в церкви, на костре. Такова была "царская милость". В Енисейском краеведческом музее есть редкий экземпляр "Жития" издания 1861 года под редакцией академика Тихонравова - в этой книжечке неоднократно встречается упоминание о сибирском городке Енисейске. Здесь отбывал ссылку также известный писатель Роберт Александрович Штильмарк - автор знаменитого романа "Наследник из Калькутты". Бывшая прима Венской оперы Клара Спиваковская, певшая в свое время с Энрико Карузо, тоже была сослана сюда как жена "врага народа" - дипломата А. С. Александровского. К слову, в Енисейске существовал благодаря активнейшему участию ссыльных, уникальнейший хор в тысячу человек! Славен был Енисейск и своими храмами, увы, в большинстве своем сметенными с лица земли. Но к 1917 году в городе кроме двух монастырей (мужского Спасского и женского Иверского) действовало еще шесть приходов, которые имели одиннадцать великолепных храмов. Представляете, какая красота открывалась, если смотреть на город со стороны Енисея? Но ликвидационное отделение поработало на славу: удивительные строения сибирских мастеров были уничтожены. Полностью разрушен самый старый храм - Христорождественский, не существует давным-давно Абалакская кладбищенская церковь (на ее месте сейчас Дом культуры), снесена колокольня Воскресенской церкви, в которой теперь цех механического завода. На месте Преображенской церкви - райисполком. Камни остались от великолепной Крестовоздвиженской кладбищенской церкви, на них служили в честь 1000-летия крещения Руси специальную панихиду. Троицкий храм гибнет. Богоявленский собор "сменил профессию" - это теперь котельная. Бывший Иверский монастырь не узнать: тут размещен народный театр. Есть надежда на возрождение Спасского монастыря: он в 1989 году возвращен церкви, и стал самым северным монастырем в России. Его летопись начинается с 1642 года, но первые сведения о культовом строительстве на этом месте относятся к концу шестнадцатого века: "Еще в 1592 году некий инок Тимофей Иванов поселился на месте этого монастыря, построил келью и привлек в свою обитель ищущих спасение". Надо сказать, место для обители он выбрал дивное. Первый русский посол в Китае Николай Спафарий, проезжая через Енисейск в 1675 году, записал в своем дневнике: "А город Енисейск стоит на берегу Енисея. А около того острога монастырь стоит Всемилостивого Спаса: а стоит тот монастырь на красном месте посреди болот...". Богатый материал хранится в одном из старейших музеев страны - Енисейском краеведческом, который был открыт в городе в 1883 году. Познакомившись с его экспозицией, вы лучше узнаете историю города на Енисее, которому обязаны своим становлением многие города Сибири. Ведь именно через Енисейск проходили в свое время основные торговые, деловые, дипломатические пути. Так что почетный титул "отец сибирских городов" Енисейск носит по праву. Л. Винская
|