Брошюра "Енисейск: памятники архитектуры", изданная Енисейской типографией предположительно в 1990-1991 гг.

 

КРАСНОЯРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

КРАЕВОЙ СОВЕТ ПО ТУРИЗМУ И ЭКСКУРСИЯМ

ЕНИСЕЙСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

 

Подобно многим старинным городам, Енисейск за свои 360 лет прошел сложный, полный драматизма истори-ческий путь от небольшого трехбашенного острога 1619 года до дней нынешних.

Через катастрофические пожары и наводнения, пе-риоды возрождения и великого своего расцвета в XVIII веке, медленного угасания после прокладки "южного пути" на Восток - Московского тракта, с кратким всплеском оживления во времена золотопромышленного бума прошло развитие планировочной структуры и изме-нение застройки города. И каждый исторический этап оставил в наследство современному Енисейску элементы его плана, трассы главных улиц, свои памятники архи-тектуры, целые комплексы.

Оказавшийся в стороне от напряженных транспортных магистралей и бурных индустриальных перемен, исто-рический город Енисейск славен сегодня обилием памят-ников истории освоения Восточной Сибири и Севера, историко-революционных событий, а также хорошо сохра-нившим свой характер центром - своеобразным архи-тектурным заповедником. Около тридцати зданий города объявлены в 1979 году памятниками архитектуры (схе-ма).

Как всякий сибирский город, Енисейск изначальный был сплошь деревянным. Более чем через сто лет после основания стали появляться здесь первые каменные по-стройки. Менее подверженные стихии, именно они стали архитектурными памятниками XVIII века.

Самое раннее сооружение - двухэтажный Воеводский дом (1722г., ул. Ленина, 122). Внушительной твер-дыней Енисейской провин-ции должен был выглядеть суровый дом с небольшими окнами на лишенных декора просторных плоскостях стен (фото 2).

Среди прочих ремесел енисейских жителей заметное место занимало изготовление кирпича. Кирпич этот ве-ликолепного качества, донес через столетия изящество каменных узоров, особенно щедро украшавших культо-вые здания, белоснежными громадами возносившиеся над рядовой застройкой, свидетельствующие о высоком мастерстве строителей, смело вносивших новые, мест-ные мотивы в традиционные формы русского барокко (фото 3).

Бывший кафедральный со-бор Енисейска, Богоявлен-ский, (1730-1740-е) сохра-нился только наполовину, но в сейчас обращают на себя внимание его крупные объемы, широкие пояса декора-тивных узоров из фигурного и тесаного кирпича. Коло-кольня собора первой встречает гостей Енисейска, при-бывших через его речные "ворота" (фото 4) (на схе-ме - 1).

Воскресенская церковь (1747 г.) сохранила, напротив, основной объем, завершенный высоким восьмигранным сводом. Сложной формы наличники обрамляют все окна, легкие полоски кирпичных кружев опоясывают четверик (на схеме - 2).

Троицкая церковь (1782 г.) находится в глубине за-стройки. Наиболее ценная по пропорциям и деталям из всех культовых построек города, она поражает изыс-канной тонкостью прекрасных форм фигурного кирпича. Троицкая церковь была взята за образец при возведении красноярской Покровской.

Самую позднюю, Успенскую церковь (1793-1818 гг.) отличает строгость, некоторая "сухость" архитектуры. Это крупное двухэтажное здание, окруженное высокой легкой кованой оградой на кирпичном цоколе (фото 5).

Несколько гражданских каменных зданий, дополняя впечатление от культовых, позволяют нам увидетв Енисейск XVIII века. Это дома Евсеева - на подъеме от Причала (ул. Бабкина, 2/11), Грязнова (ул. Ленина, 83) - в начале заречной части города; здания казначейства (ул. Кирова, 79), городской думы (1740-е г.) - бывшего частью гостиного двора (ул. Ленина, 116, где с 1883 г. начала формироваться экспозиция Енисейского музея (фото 6).

Все эти постройки XVIII века представляют своеоб-разную самобытную енисейскую школу, двухэтажные, с оштукатуренными фасадами, сравнительно небольшими, редко расставленными окнами и легким ненавязчивым взором, образованным выступающим валиком, который обрамляет проемы или украшает плоские вертикальные выступы стен - лопатки (фото 7).

Самым значительным памятником архитектуры XVIII века является комплекс Спасского монастыря (на схеме 5). Расположенный на вершине невысокого холма, он охвачен дугой массивной каменной стены. Собор монастыря (1730-1750 гг.), его колокольня далеко видны из иногих точек города. Особенно живописно замыкает он перспективу ул. Худзинского, возвышаясь в зелени берез и сосен над волнообразным краем беленой кирпичной ограды (фото 8).

В комплекс входят еще 2-хэтажное здание келий (здесь филиал городского музея) и сильно разрушенная Надвратиая церковь, поднимавшаяся над восточным въездом на территорию монастыря.

Рубеж XVIII - XIX вв. отмечен появлением первых зданий в стиле классицизма, стиле, определившего характер жилой и общественной застройки центра.

Это - одноэтажные лавки усадьбы Баландина (ул. Левина, 103), к которым позднее пристроен с востока двухэтажный дом. В длинный корпус лавок вели три входа с улицы. Центральная часть фасада выделена широким треугольным фронтоном и маленьким, заглуб-ленным в стену двухколонным портиком.

К 1820-м годам относится постройка на южной сторо-не б. Большой улицы двухэтажного особняка с мезонином. "дом каменный I гильдии купца Ф. Д. Дементьева" (ул. Ленина, 109), известного как "дом с колоннами", самый яркий образец классицизма в жилой архитектуре на всей территории бывшей Енисейской губернии (фото 9). Ясные по пропорциям и формам, с подчеркнутыми горизонталями карнизов, высокими прямоугольными или арочными окнами, обрамленнымн четкими простыми наличниками, которые завершены замковыми камнямн или фронтончиками сандриков - вот их наиболее общие, характерные черты. Однако это не мешает каждо-му из зданий сохранять свою индивидуальность и своеобразие. Эту довольно большую группу построек пред-ставляет двухэтажный дом на пл. Диктатуры, 5, флигель по ул. Горького, 6, дом по ул. Кирова, 80, целый ряд домов по ул. Ленина, 103, 105, 113 и Рабоче-Крестьянской, 59, 62, 108 и др.

С 60-х - 70-х годов XIX в. на смену классицизму приходит эклектика (смешение элементов и приемов раз-личных исторических стилей), а также почти полный отказ от штукатурки фасадов "кирпичный стиль"). В застройке Енисейска вторую половину XIX в. представ-ляют дома по ул. Ленина, 67, 95, 97, 101, 106; здание аптеки по ул. Рабоче-Крестьянской, 106, особняк по ул. Фефелова, 80, здание мужской гимназии (школа № 1), флигель усадьбы Кытманова (ул. Кирова, 82). На этой усадьбе сохранилось свидетельство прекрасного мастсрства енисейских кузнецов - нарядная кованая ог-рада (фото 10).

Пожалуй, наиболее ярко черты этого времени прояви-лись в облике первого производственного здания - ти-пографии Дементьева (1890-е г.) по ул. Петровского, 51 (фото 11).

Новые веяния начала XX в. отразились в решении фасада торгового дома Бородкина, построенного в 1909 г. в стиле модерн (ул. Ленина, 99).

Стихия и время унесли старинные деревянные постройки Енисейска. Однако в силу глубоких традиций, крепких народных корней, медленных изменений технологии и конструктивно-планировочных приемов, мы вправе считать, что сохранившаяся деревянная застройка во многом повторяет утраченную и представляет большой интерес. На всех зтапах формирования города дерево оставалось преобладающим материалом при строительстве жилья и хозяйственных сооружений.

Характерными примерами усадебной застройки, почти не отличавшейся от сельской, могут служить усадьбы XIX в. по ул. Ленина, 76 и 88 (фото 12). Сохраняются и крупные купеческие усадьбы с большими, часто двух этажными домами, с флигелями, амбарами, лавками ул. Рабоче Крестьянская, 114, ул. Ленина, 140, где особенно интересен кирпичный каретник с деревянным мезонином. На углу ул. Фефелова и Партизанской поражает мощью стен, прорезанных лишь маленькими арочными оконцами, огромный двухъярусный бревенчатый амбар.

Разнообразна по рисунку и технике выполнения резьба, богатой россыпью насыщающая всю деревянную застройку города. Здесь особенно ярко проявляются и об-щие тенденции и творческая индивидуальность народных мастеров. Довольно много образцов глухой стамесочной резьбы на больших плоскостях досок - на лобанях наличников, в простенках веранд, над калитками. (фото на обложке).

Наибольшее распространение получила в Енисейске объемная - "фряжская" - резьба. Эти тяжеловесные наличники, изгибающие над и под окнами свои мощные завитки-листья, стали неотъемлемой частью, своеобразной эмблемой енисейской деревянной застройки. При всем сходстве этих наличников не найти и двух домов, на которые полностью совпала бы прорисовка их дета-лей (фото 13 и 14).

Пропильная резьба распространена в Енисейске значительно меньше, но образцы ее интересны. Легким кру-жевом сквозных фронтонов, широкими полосами фризов, сложным узором наличников встречают нас дома ул. Рабоче-Крестьянской, 92, по ул. Ленина, 74 (фото 15).

Енисейский краеведческий музей проводит различные тематические экскурсии, в т. ч. и "Памятники архитек-туры Енисейска". Материалы экспозиции и фондов музея дополняют представление об истории города, его памятниках, его архитектуре.

Немало проблем встает сегодня перед историческим городом, но на основании принятых краевыми организа-циями решений продолжаются исследования, ведется перспективное проектирование, начинаются реставрационные работы... и с каждым годом возрастает поток туристов и экскурсантов.

 

Текст Ю. Гринберг.

Рисунки и схема Н. Истомина и В. Пирогова. Фотографии П. Дроздова, Н. Истомина, В. Черепанова "Еннсейкая типография"

 

На главную

Hosted by uCoz